Завершились лекции геше Лхарамбы Лобсанг Гьялцена
Вчера состоялась последняя встреча геше Лхарамбы Лобсан Гьялцена с верующими. В течение двух недель тибетский Учитель делал разъяснения и в форме беседы отвечал на вопросы буддистов, собиравшихся каждый вечер в хурээ. Некоторые из вопросов, волновавшие людей, касались конкретных проблем:
- Почему употребление спиртного не относится к "10-ти неблагим деяниям" ?
- Сам по себе алкоголь не имеет негативной характеристики и все, что связано с последствиями его употребления зависит от выбора самого человека и его поведения...
- Если к пустословию относятся даже разговоры вслух с самим собой, не следует ли из этого, что концерты - это тоже неблаговидное деяние "пустословия"?
- Вреда от пустословия в виде разговора с самим собой действительно нет, но пользы тоже никакой, а концерты проводятся для людей, с мотивацией доставить им удовольствие.
- Должна ли сексуальная жизнь регламентироваться, чтобы не обрести признаки неблагого деяния?
- Помимо запретов о кровосмесительстве, дней нездоровья у женщин, возрастных ограничений и использованию функционально не предназначенных для сексуальных контактов отверстий, существуют ограничения о неподобающем месте и времени, например под алтарем
- Если мы носим шубы, едим мясо - совершаем ли мы одно из "неблагих деяний"?
- Если вы ссылаясь на то, что вы буддист и не можете лишать жизни, а поэтому кто-то для вас должен убить животное ради шкуры или мяса для удовлетворения вашего желание - это, несомненно, неблагое деяние. Если вы пользуетесь тем, что уже продается в виде продуктов питания и вы не прилагали усилий к тому, чтобы животное было лишено жизни, можете, поблагодарить его за это дар - приношение своего тела для других и пожелать ему лучшего переождения
- Последствия неблагого действия речи по отношению к животным?
- Злословие обретает признаки неблагого деяния, если оно обращено против человека, животное не понимает ваших слов, оно вам не ответит и не будет ранено вашими словами, значит, действие не имеет законченной характеристики..."
- Почему умирают дети? Ведь мы называем их "маленькими божествами", у них еще нет грехов.
- Только если рассматривать с точки зрения нынешней жизни, но каждый из нас имеет неисчислимое количество прошлых жизней, перерождений и накопленной кармы. Может быть и так, что сейчас доживаются условные пять лет, недожитые в предыдущем рождении, когда накопленные заслуги исчерпываются, карма созревает окончательно, приходит смерть и потом наступает новый отсчет.
- Можно ли считать аборт убийством?
- Поскольку имеется в наличии объект, умысел, действие и его последствия в виде удовлетворения результатом - вне зависимости от способов (лекарства, операция) и сроков прекращения жизни существа, внутри женщины - это считается убийством.
- А если спортсмен убил соперника во время соревнований или водитель попал в аварию и у него погибли пассажиры?
- Здесь отсутствует намерение причинить вред и нет последнего признака - удовлетворения от совершенного действия, поэтому прямой вины за убийство нет, возможно ослабление осознанности, утрата бдительности, такая же косвенная вина самих потерпевших, тоже утративших осознанность и бдительность ума.
- Если проходишь мимо нуждающегося в помощи и думаешь, что он как-нибудь сам выпутается, как это расценивать? Считать ли неблагим действием?
- Можно считать, что у вас каменное сердце. Но можно так же, в зависимости от обстоятельств расценивать, что лучше не нанести вред, если в данный момент вы не можете принести пользу.
- Если "я" не существует, кто же тогда думает и оценивает меня со стороны?
- Это подобно мысли, что я один несу груз, тогда как вы несете его с 4 сторон со всеми остальными, а один даже не сдвинете его с места, нет никакого самосущего "я" без совокупности тела, органов чувств. Это и означает отсутствие независимого "я". Мертвое тело - это уже не вы. Если бы "я" имело возможность независимого существования, мы бы легко обменивались телами.
- Какие подношения самые ценные?
- Деньги и другие материальные ценности имеют меньшее значение, поскольку влекут за собой возможные сожаления, что дал больше или меньше или зря. Эти мысли сводят на нет все те благие накопления, которые вы хотели иметь. Когда ты делишься Учением, слово уже не вернуть, мысль не оценить в деньгах и сожаления не порождаются, а польза гораздо больше.
геше Лхарамба Лобсанг Гьялцен